Proin gravida nibh vel velit auctor aliquet. Aenean sollic itudin, lorem quis bibendum auctornisi elit consequat ipsum, nec nibh id elit. Lorem ipsum dolor.

Свяжись с нами:

Наверх
Узкоколейка Лынтупы - Кобыльник

Лынтупы – Кобыльник. Часть 1

Узкоколейка с историей в пол-века, экспедиция длинною в год

В качестве эпиграфа

 

Жемчужины природы, краем голубых озёр называют нарочанскую землю. И всё это верно. В последние годы особенно притягательным стали берега Нарочи и окрестных озёр. Год от года появляются здесь турбазы, санатории, дома отдыха, пионерские лагеря. Бывая в этом уголке Беларуси, люди пытаются открыть для себя что-то новое. Нам же хочется рассказать о потерянном старом…

Летом 1962 года, впервые приехав сюда вместе со своими товарищами-туристами, мы совершили путешествие в сказку. И началось оно не совсем обычно. 

Из-за стены леса вынырнул крошечный паровозик с такими же крошечными вагончиками. Раздался глуховатый гудок, и перед нами остановился необычный поезд. Я помню удивление моих попутчиков. И ведь было чему порадоваться: рядом фыркали современные автомобили, над головой проплыла двухкрылая ”аннушка”, а тут – такой транспорт! И даже форма, в которую были одеты проводники, поражала своей старомодность.

С шумом заняли места в вагончиках. Предстоял путь почти в 40 километров. За окном мелькали последние дома посёлка Нарочь, мимо проплыл костел – архитектурный памятник начала века, построенный в стиле неоготики, рядом деревянная колокольня XVIII столетия. 

Паровозик натужно кряхтел, выпускал, как большой, всамделишный, пары, на поворотах подавал весёлые гудки и … увозил счастливых пассажиров сказку, а может, в детство?!

Незаметно мы подъехали к селу Константиново с четким ориентиром в центре – костелом. А чуть позже кондуктор объявил следующую остановку: “Ольшево. Кому нужно попасть на голубые озёра, выходите здесь”.

На время покинули поезд. С интересом посмотрели бывшую помещичью усадьбу и парк с редкими породами деревьев, декоративными кустарниками. 

Река

Прихватив рюкзаки, направились к ажурному железнодорожному мосту, что взметнулся над рекой Страчей. Её прозрачная вода шумела внизу, перекатываясь через камни. По берегам, образуя естественный коридор, выстроились могучие ели и сосны. На дне реки удивительный ковёр из длинных зелёных водорослей. Невозможно было оторвать взгляд от этой солнечной красоты, сотканной природой из голубого неба и искрящихся бликов воды.

Тропа закружила, повела вдоль прудов, гладкую, зеркальная поверхность которых нарушали всплеск игривых карпов.

Дальше тропа взбежала на крутой холм явно ледникового происхождения. Вот и вершина. Любопытно было наблюдать за реакцией попутчиков. Сначала – немое удивление, затем – восклицание типа “ну и красота!” А перед нами, подобно огромным сапфиром, в зеленой оправе лесов далеко внизу под лагами под лучами солнца сияли внизу озера – Голубое и Глубелька. Вот она, сказка наяву. А стоило немного пройтись – и мы нашли упрятанные холмами озера Змеиное, Бальдучица, Кривое, Карасик, Щучье, Балдук…

ЛынтупыНо на этом маршрут не закончился. Минипоезд пригласил дальше, в Лынтупы. Возможно, вы и не слышали о таком посёлке? А жаль. Там есть что посмотреть.

Центр села украшает Андреевский костел, построенный в стиле псевдобарокко. Там же церковь и усадьба первой половины прошлого века. Сохранился и старый романтический парк с непременным прудом и каналом.

 

Маршрут узкоколейки нанизал на себя множество исторических достопримечательностей, красот природы. Но в конце концов разве сам паровозик, сама железная дорога не достойны внимания туристов? Ведь это чудо пришло к нам из прошлого. И его необходимо было сохранить и использовать.

Но нашлись скучные люди, которые посчитали, что современное шоссе и современный автобус куда удобнее той узкоколейки. Слов нет, нужен и современный транспорт. Но как много мы потеряли, убрав экзотическую железную дорогу. А тот самый паровозик (а, возможно, похожий на него) стоит сейчас вместе с вагонами в минском дворе по улице Кирова, дом №1.

Во всех странах, где развита индустрия туризма, уже возрождены или возрождаются экскурсионные маршруты, в которых используется отжившие свой век транспорт – старые трамваи, пароходы, автомобили. В ГДР, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Польше давно восстановлены в целях туризма узкоколейки. 

[…..]

Хочется верить, что пройдёт время, и в крошечном вагоне поезда зазвучит голос экскурсовода, который пригласит нас в удивительное путешествие в мир красоты, природой, сказки.

Экскурсии по узкоколейкам

Такими воспоминаниями о легендарной “курортной” узкоколейке Лынтупы – Кобыльник делятся авторы в газете Знамя юности за 1986-й год. Есть в этой статье еще пара абзацев и про договоренность с руководством БелЖД о создании ретромаршрута на широкой колее, но нас это уже мало интересует. Тем более, дальше разговоров, дело, как мы сегодня можем наблюдать, не дошло. Разве что в чем то пророческим оказался последний абзац, приведенный выше. Ровно 30 лет спустя, после выхода этой статьи появился проект 750mm.by и вагонах наших узкоколеек таки зазвучал голос экскурсовода.

 

 

Нарочанская узкоколейка, одна из трех самых знаковых пассажирских узкоколеек Беларуси. С одной из них – Свентянско-Березвечской, она имела пересадку в Лынтупах. А с Браславской (Друя-Дукшты) ее объединяет туристическое прошлое. Озираясь из 2021 года назад, с поправкой на современные реалии, сложно представить, что уже в 30-е годы они были известныыми туристическими объектами нашего края. Браславская, попавшая на страницы “Туристического путеводителя по восточной Польше” и Нарочанская, которую в народе прозвали “курортной”, т.к. по ней Виленчуки ездили отдыхать на “Виленское море”, как тогда называли озеро Нарочь. Сегодня же Нарочь в первую очередь ассоциируется с советскими санаториями, в которые лично у меня нет особого желания попасть. И при этом в глазах проплывают фотографии парусной школы 30-х годов.

Несмотря на такой романтический статус, как “курортная”, у этой узкоколейки было куда менее радужное начало – это была прифронтовая узкоколейка, построенная немецкими войсками в 1916-м году. Одна из сотен, проложенных вдоль проходившей в те годы по территории современной Беларуси линии фронта. Не туристов, а солдат живых/раненых/мертвых, а также боеприпасы возили тогда поезда. Krupp 1916 до сих пор проглядывают клейма на чудом сохранившихся стальных шпалах…

Оставить комментарий

Wanderers