Январь

28

2017

Лида узкоколейная и пивоваренная

28 января 2017 года состоялась очередная поездка проекта 750mm.by. На этот раз мы отправились из Минска на запад, в славный город Лида. Помимо широко известного замка, его окрестности таят еще много интересных локаций не только для любителей старины, но и для любителей приключений. Одно из таких мест - узкоколейка ОАО “ТБЗ Дитва”. Именно возможность посещения нескольких интересных мест за одну поездку и привлекло внимание нашего проекта.Так и родилась идея тура “Лида узкоколейная и пивоваренная”.

Проявленный интерес к промышленному предприятию со стороны сферы туризма для директора ТБЗ Банцевича Казимира Владимировича оказался полной неожиданностью, однако наша идея была воспринята им с позитивом.

Самые отчаянные любители железнодорожных путешествий добирались в Лиду своим ходом, включая пятерых ж/д фанатов из Украины, которые прибыли в Беларусь специально для посещения нашей экскурсии.

На подъезде к заводу нас встречал “закладной камень” с датой основания завода, а также дерево с табличкой, гласящей, что это не просто какое-то там дерево, а недвижимое имущество, имеющее свой инвентарный номер и, следовательно, балансовую стоимость ;).

Экскурсию проводил чрезвычайно улыбчивый мужчина - старший мастер Корейво Иван Станиславович, человек, досконально знающий своё дело. 4 часа поездки по узкоколейке были наполнены его увлекательным рассказом: мы узнали об истории предприятия, аграрной реформе 30-х годов, в результате которой и появились живописные хутора, периодически попадавшиеся нам на пути следования нашего поезда, и многом другом.

Экскурсия по предприятию началась с посещения тёплого и уютного депо с сонными тепловозами, ожидающими очередной сезон дОбычи. Ударение на О - профессиональный жаргон у всех, кто имеет дело с разработкой полезных ископаемых, будь то белорусские торфяники, либо норильские никелевые рудники. За соседней дверью - гараж для ремонта колесной и гусеничной техники, где фронтальные погрузчики “Амкодор” с огромными ковшами ждут замены резины, а экскаваторам латают потрепанные жизнью гусеницы.

Станция узкоколейки определенно радует прекрасным зданием диспетчерской, а также наличием высокой посадочной платформы для пассажиров, что для узкоколеек исключительная редкость.

Пока наш состав из тепловоза и всего лишь одного вагона ПВ-40 Камбарского завода готовился к отправке, экскурсанты изучали имеющиеся образцы подвижного состава: путеукладчики, снегоочистители и один из немногих уцелевших вагонов-столовых, на котором, увы, висел огромный амбарный замок.

Ночью, первым из колонны,

Обломав у края лед,

Погрузился на понтоны.

Первый взвод.

Не ночью и не на понтоны, наш взвод “турыстаў-авнтурыстаў” погрузился в пассажирский вагон, заботливо прогретый к нашему приезду. А вот про понтоны мы вспомнили не просто так. О них вы скоро сможете узнать, дочитав до конца наш фотоотчет.

Далее была 30-ти километровая поездка на поезде по заснеженным далям нашей бескрайней и удивительной Родины. Было посещение полевой базы с осмотром техники “рознай ступені карчыстасці і занядбанасці”, как шутливо выразился в своем отчете один из наших гостей.

Было бесконечное фотофиксирование окружающих пейзажей, “себяшки”, “Титаник” на тепловозе и много чего еще...

Ах да, понтоны! Были и понтоны! Самые настоящие! Буквально недавно предприятию под нужды добычи торфа перепала свежая “делянка”, к которой было необходимо протянуть узкоколейку. Процесс осложнялся необходимостью строительства достаточно протяженного моста через реку Дитвянку. Как известно, у нас есть только две категории любителей приключений - туристы и военные. Последние и подписались под участие в строительстве моста среди белорусских болот. А для придания своим приключениям пущей насыщенности - приволокли самый на100ящий военный понтонный мост, который, в знак признательности за организованный квест, и подарили заводчанам. По нему теперь переправляют “на тот берег” всё то, что не ездит по рельсам.

А может вся история про благодарность и признательность всего лишь чья-то выдумка, а автомобиль “Урал”, на котором понтоны должны были вернуться в часть просто прилег отдохнуть на дно прилегающего болота?

На обратном пути мы пропустили встречный поезд на центральной станции, и двинулись в сторону перегрузочной станции в пригород Лиды, где ожидал наш автобус для следования в сторону пивзавода.

Мы попрощались с Иваном Станиславовичем и всей локомотивной бригадой громкими аплодисментами. Один из наших гостей, представитель Минской Детской железной дороги, вручил нашему экскурсоводу памятные подарки.

Об экскурсии на пивзавод гораздо красочнее смогут рассказать фотографии наших участников. Проект “750mm.by” благодарит дирекцию ТБЗ “Дитва” за возможность проведения такого рода экскурсии и покатушек, а также всех гостей нашего мероприятия за проявленный интерес!

Оставайтесь с нами, приводите друзей и знакомых, до новых встреч!