Proin gravida nibh vel velit auctor aliquet. Aenean sollic itudin, lorem quis bibendum auctornisi elit consequat ipsum, nec nibh id elit. Lorem ipsum dolor.

Свяжись с нами:

Наверх
Изображение Alt

Проект Историко-культурного заповедника “Неизведанная узкоколейка”

Сегодня узкоколейки - технологический транспорт промышленных предприятий, носящий утилитарную функцию. Но для нас это история, и ускользающая эстетика, которую необходимо сохранить

Дорогие друзья!

19 марта 2021 мы зарегистрировали Частное историко-культурное учреждения по сохранению наследия узкоколейных железных дорог «Неизведанная узкоколейка» — некоммерческую организацию, целью которой является сохранение и популяризация технического, исторического, культурного наследия узкоколейных железных дорог.

Среди задач нового проекта мы обозначили:

  • поиск, выявление, сбор, изучение, восстановление, реставрация и сохранение подвижного состава узкоколейных железных дорог, образцов исторической техники, орудий труда, предметов быта и литературы, относящихся к истории развития узкоколейного железнодорожного транспорта, обеспечения доступа к ним широких слоев населения;
  • поиск и восстановление редких экземпляров подвижного состава узкоколейных железных дорог;
  • поиск, систематизация, анализ и распространение информации об истории возникновения, развития и существования узкоколейных железных дорог Беларуси;
  • научно-исследовательская работа по изучению природных комплексов и истории влияния на них хозяйственной деятельности человека в части рельсового транспорта и добычи ресурсов;
  • популяризация среди населения знаний о роли узкоколейных дорог в техническом, социальном, экономическом развитии Беларуси;
  • формирование благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения духовных и эстетических запросов населения, культурного досуга и отдыха, развитие социальной и творческой активности граждан;
  • разработка и создание туристических маршрутов, велодорожек, информационной инфраструктуры, направленных на популяризацию истории техники, знакомство с природными условиями ее строительства и эксплуатации;
  • создание объекта посещения на базе существующей узкоколейной железной дороги, как места сохранения материального, культурного и исторического наследия узкоколеек в единстве с окружающей их средой;
  • создание и эксплуатация объекта посещения для постоянной и (или) временной демонстрации коллекций натурных образцов железнодорожной, автомобильной и иной техники, элементов сигнализации и верхнего строения пути, сопутствующих орудий труда и предметов быта и популяризации культурно-исторических и технических традиций железнодорожного транспорта и промышленности;
  • оказание информационной поддержки в вопросах, касающихся сохранения материального, культурного и исторического наследия узкоколейных железных дорог.

В качестве материализации всего перечисленного должно стать появление уютного музея узкоколейных железных дорог! Но пусть вас не пугает слово «Музей» — его мы видим, как клуб для людей, которым интересно своими руками прикоснуться к старой технике и внести свой вклад в развитие общего дела.

Без чего точно мы не сможем обойтись, так это без вашего участия. Чем нас всегда привлекали узкоколейки? Своей соразмерностью человеку, своей «домашнестью». Кажется, бери ее голыми руками и делай. Такую концепцию «народного» музея предлагаем и мы. Хочешь поучаствовать в жизни музея — приезжай и вноси своим трудом вклад в развитие общего проекта. Ну а взамен вы сами сможете воспользоваться результатом своего труда в неформальных покатушках, и «клубных» мероприятиях. Увидеть «изнутри» ведь всегда интереснее, а еще интереснее иметь возможность участвовать и принимать решения!

Промышленный историко-культурный заповедник “Неизведанная узкоколейка” – музейно-туристический комплекс, сочетающий в себе элементы производственного и экологического туризма. Направлен на сохранение исчезающего подвижного состава узкоколейных железных дорог, знакомство людей с историей узкоколеек Беларуси, а также на  повышение экологических знаний в сфере рационального использования и сохранения биоразнообразия национального достояния Беларуси – болот.

Цель проекта – сохранение исторического и технического наследия узкоколеек и их популяризация через проведение экскурсионных поездок на действующем подвижном составе, создание возможности для каждого желающего поучаствовать в жизни музея, приложить собственные силы к содержанию как самой узкоколейки, так и к восстановлению и ремонту раритетного подвижного состава. То есть фактически это проект народного музея – своеобразный клуб, где его участники сообща достигают поставленной цели и при этом могут пользоваться результатами своего труда.

Предполагаемое место реализации проекта (населенный пункт, район, область)

223644, аг. Гацук, Слуцкий район, Минская область

 

Краткое общее описание проекта

Промышленный историко-культурный заповедник “Неизведанная узкоколейка” – музейно-туристический комплекс, сочетающий в себе элементы производственного и экологического туризма. Направлен на сохранение исчезающего подвижного состава узкоколейных железных дорог, знакомство людей с историей узкоколеек Беларуси, а также на  повышение экологических знаний в сфере рационального использования и сохранения биоразнообразия национального достояния Беларуси – болот. 

Цель проекта – сохранение исторического и технического наследия узкоколеек и их популяризация через проведение экскурсионных поездок на действующем подвижном составе, создание возможности для каждого желающего поучаствовать в жизни музея, приложить собственные силы к содержанию как самой узкоколейки, так и к восстановлению и ремонту раритетного подвижного состава. То есть фактически это проект народного музея – своеобразный клуб, где его участники сообща достигают поставленной цели и при этом могут пользоваться результатами своего труда. 

Обоснование инициативы

Промышленный историко-культурный заповедник “Наша узкоколейка”, сохраняющий промышленное наследие Республики Беларусь выступает в роли культурного, научно-образовательного и туристического центра. Научно-образовательная и научно-исследовательская деятельность на территории историко-культурного заповедника создает предпосылки для выполнения им функций регионального просветительского и научного центра.  На территории историко-культурного заповедника устанавливается особый режим, обеспечивающий сохранность объектов культурного наследия в единстве с окружающей их исторической средой, территориальную целостность историко-культурного заповедника.

Узкоколейные железные дороги – вид железнодорожного транспорта, который на территории современной Беларуси начал массово развиваться в 90-х годах 19 века. Всю свою историю они находились в тени, но на каждом историческом промежутке имели свое наиболее выраженное предназначение. В 90-х годах 19 века на территории Беларуси была построена первая в Российской империи частная пассажирская узкоколейка, в годы первой мировой войны узкоколейки массово строились обеими враждующими армиями для снабжения линии фронта. Общее количество таких полевых железных дорог достигало нескольких сотен. До начала 80-х годов узкоколейки активно использовались на заготовках леса. «Золотой век» узкоколеек приходится на 70-е годы, когда торфовозные узкоколейки смогли обеспечить торфом так нуждавшуюся в топливе энергетику страны.

В настоящее время узкоколейки являются архаичным видом транспорта, встречающимся лишь на торфопредприятиях. Несмотря на относительно большое количество этих дорог на территории Беларуси (еще 5 лет назад их было около 30), в настоящее время существует тенденция к закрытию торфоперерабатывающих предприятий, которые последнее время во многом искусственно поддерживались “на плаву” благодаря государственной программе “Торф”, действие которой к настоящему времени закончено. 

Основная масса имевшегося подвижного состава узкоколеек была выпущена в 70-80 годах на заводах, многие из которых уже прекратили свое существование. Некоторые образцы уже на сегодняшний день являются уникальными на территории Беларуси. 

Несмотря на значительный вклад, который внесли узкоколейки в развитие культуры, народного хозяйства, экономики и энергетики страны, их история до сих пор остается сферой интересов узких специалистов, а еще сохранившийся подвижной состав безжалостно отправляется в металлолом.

Между тем, в развитых странах старые узкоколейки давно являются местами сохранения технического и технологического наследия, центрами притяжения большого числа туристов, местами проведения культурных и познавательных мероприятий. 

Уникальность подобного проекта на международном пространстве является в его комплексности – совмещение промышленной и экологической составляющей. Несмотря на свое изначальное предназначение – доставка торфа от мест добычи к перерабатывающим предприятиям, сегодня узкоколейки позволяют своим пассажирам попасть в достаточно глухие и малодоступные болотные массивы, увидеть повторно заболоченные торфяные выработки. Такой исторический экскурс позволит раскрыть актуальные проблемы взаимодействия человека и окружающей среды в контексте разных исторических эпох, повысить чувство ответственности за сохранение окружающей среды, а также отдельных природных комплексов в нетронутом виде.

Целевые группы

Данный туристический комплекс ориентирован на самую широкую категорию посетителей. Также проект предполагает формирование инклюзивного пространства и создание условий для проведения экскурсий для лиц с ограниченными возможностями. 

Рабочий план реализации проекта

  1. Презентация Проекта заинтересованным участникам
  2. Предварительное согласование направления деятельности, условий размещения на площадке предприятия, условий привлечения техники
  3. Предварительное формирование и согласование перечня и описание планируемых туристических маршрутов, согласование планируемых к возведению необходимых элементов туристической инфраструктуры, необходимых для запуска туристического движения мероприятий
  4. Подписание “Меморандума о сотрудничистве” с предприятием, на территории которого будет реализовываться проект
  5. Аренда юридического адреса
  6. Регистрация юридического лица
  1. Проведение информационной кампании для привлечения туристов, волонтеров, спонсорской помощи
  2. Установление контакта с Белтопгазом, предприятиями страны для оказания помощи в наполнении фондов
  3. Привлечение профильных организаций по охране окружающей среды к сотрудничеству для формирования экологического маршрута и квалифицированной консультации
  4. Согласование режима посещения, маршрутов, видов мероприятий и возможных вариантов туристической инфраструктуры на территории лесного и болотного фонда по маршруту следования
  5. Подготовка железнодорожного пути
  6. Санузел для посетителей
  7. Создание информационной инфраструктуры (вывески, указатели, инфостенды) на территории площадки и по маршруту
  8. Подготовка техники проекта и техники предприятия к движению:
    — дрезины
    — пассажирский вагон
  1. Установка ограждения на мосту над трассоq Р23 для возможности сквозного проезда по маршруту на мотодрезине
  2. Приобретение техники и инструментов для организации участка по ремонту и восстановлению подвижного состава
  3. Постоянный поиск, доставка, восстановление техники

Возможные риски для реализации проекта

  • отказ предприятия от участия в проекте и предоставления территории, помещений, железнодорожного пути;
  • высокая арендная плата;
  • закрытие предприятия и ликвидация узкоколейной железной дороги.

Ожидаемый экономический, социальный, культурный, экологический эффект

  • повышение у населения интереса к истории своей страны, повышение знаний о разных исторических эпохах и процессах, повышение знаний о развитии транспорта и техники;
  • повышение экологических знаний населения, повышение ответственности населения за сохранение и бережное отношение к окружающей среде, природе родной страны;
  • повышение туристической привлекательности Беларуси на международной арене за счет создание нового уникального туристического комплекса;
  • создание новых рабочих мест в сельской местности.
[contact-form-7 id=»5″]

Wanderers