Proin gravida nibh vel velit auctor aliquet. Aenean sollic itudin, lorem quis bibendum auctornisi elit consequat ipsum, nec nibh id elit. Lorem ipsum dolor.

Свяжись с нами:

Наверх
Изображение Alt

Спасти автодрезину ПД-1

Автодрезина ПД-1

Производство трёхосных дрезин ПД1 наладил завод в городе Горьком в 1953 году. Он выпускал их до 1954 года, после чего производство было передано на ДМЗ. В 1956 году на Демиховском машиностроительном заводе было продолжено серийное производство под тем же обозначением ПД1. Для езды в обратном направлении автодрезины оснащались домкратом, расположенным по центру дрезины, домкрат вывешивал дрезину над рельсами, производился разворот вручную, после чего дрезину опускали на рельсы и ехали в обратном направлении. Панели кабины частично унифицированы с грузовиком ГАЗ-51, оснащена двигателем внутреннего сгорания. В разное время на подобные агрегаты устанавливались двигатели ГАЗ-ММ, ГАЗ-20, ГАЗ-21.

Привет всем любителям узкоколеек, ретротранспорта и просто сочувствующим нашему делу сохранения истории узкоколеек Беларуси.
Каждый раз, читая позитивные новости про восстановление отдельных единиц подвижного состава #УЖД либо про восстановлению давно заброшенных веток под цели туристического движения где-то за рубежом, в голову приходила лишь одна мысль: «Ну почему у нас всё не как у людей?«. Объективно, что действующие предприятия специально вкладывать свои средства в поиск и восстановление редких единиц техники, в которых они не нуждаются при осуществлении своего технологического процесса, они не будут. Отсюда логический вывод — «Если не мы, то кто?».
На сегодняшний день видовое разнообразие подвижного состава наших предприятий постоянно сокращается, и мы уже с трудом можем насчитать хотя бы с десяток моделей «вагонов-паровозов», хотя их перечень когда то был весьма внушительным.
Одним из интереснейших, винтажнейших и «ламповейших» образцов были пассажирские автодрезины типа ПД-1.
«В июне 1953 года заводом была выпущена пассажирская дрезина новой конструкции. Пассажирская мотодрезина ПД-1 предназначалась для оперативного сообщения административного и технического персонала торфопредприятий, в пределах расположения путей узкой колеи. На дрезину устанавливался четырехтактный бензиновый двигатель ГАЗ-MM Горьковского автомобильного завода мощностью 50 л.с. Всего было выпущено 65 штук.
Сегодня энтузиастами в РФ восстановлено и находятся на ходу не менее 3 штук. Очень показательна история автодрезины, которую восстановили ребята из музея Тёсовской узкоколейки — музея созданного на энтузиазме неравнодушных людей и поддерживаемом усилиями многих волонтеров. Также есть они и в Украине.
К сожалению, на территории Беларуси это был относительно редкий зверь. Всё дело в том, что фактически он выпускался под нужды действительно больших и разветвленных систем узкоколеек, которые уходили в труднодоступные места, недоступные другому транспорту. Ими пользовалось руководство предприятий для дальних инспекционных поездок в условиях повышенного комфорта, были и санитарные автодрезины, помогающие доставить больных «на большую землю». А так как у нас подобного масштаба узкоколеек было, как пальцев на одной руке опытного фрезеровщика, то и их поставки сюда были невелики. А с учетом того, что часть действовавших в годы производства автодрезин узкоколеек, на которых их эксплуатация имела необходимость, на сегодняшний день прекратила существование, то и встретить их остатки можно считать большим успехом.
Впервые «наш» экспонат мы обнаружили в 2019-м году на территори бывшего ТБЗ Березинское, что в Молодеченском районе. Остаток кузова находился в стремительно разрушающемся здании торфоперегруза. Очевидно он использовался как бытовка для работников перегруза. От всей дрезины осталась лишь пассажирская часть кузова — капот и кабина водителя были отрезаны. После «первого знакомства» прошел еще год и в мае 2020 состоялась очередная экспедиция, в ходе которой мы уже созревали до мысли о необходимости ее спасения. Был налажен контакт с руководством размещающегося в здании брикетного цеха предприятия — ОДО «ГлавМехСервис». Руководство предприятия с интересом восприняло наш энтузиазм относительно данного артефакта и после получения «зеленого света» на его эвакуацию, мы начали продумывать логистику операции.
В субботу — 23 мая 2020 года наша команда провела операцию по доставке кузова автодрезины ПД-1 к месту ее дальнейшего хранения и восстановления. Для этих целей нами был арендован манипулятор, который и осуществит погрузку и доставку нашего раритета.

После того, как прошла эйфория от первых успехов, пришла череда технических изысканий — по остатком кузова, фотографиям в сети и техническим описаниям в литературе надо было понять — в каком направлении двигаться. Пассажирская часть кузова это хорошо, но надо куда то усадить водителя, установить двигатель, а главное найти колёса, на которых вся эта конструкция должна будет поехать. Вопросы даже возникли касательно модели нашей дрезины — а не двухосная ли ПД-2 это была?. Основной проблемой стало то, что в Беларуси ориентироваться было совершенно не на что, но зато коллеги из России и Украины снабдили достаточным количеством фотоматериалов для предварительного изучения конструкции агрегата — конструкции рамы и ходовой части. Неоценимую помощь оказал нам директор музея Тёсовской узкоколейной железной дороги Алексей Помигуев, который с фотоаппаратом в руках облазил свой экземпляр дрезины, чтобы дать нам понимание о его устройстве.

Параллельно шла работа по выработке стратегии восстановления кабины, включавшей элементы автомобиля ГАЗ-51, а также поиск донорских частей. Эту задачу возможно решить двумя путями — брать целиком кабину от ГАЗ-51, отпиливая от нее всё лишнее, не вписывающееся в экстерьер дрезины, либо с нуля повторить заводскую конструкцию нашего пепелаца. Оба пути имеют свои плюсы и минусы, и поэтому вызвали живую дискуссию в среде специалистов, имеющих опыт общения с данными грузовиками. Хоть на сегодняшний день эта машина встречается крайне редко и используется лишь реконструкторами и киношниками, иногда примеряя на себя роль легендарного немецкого Opel Blitz, вероятность найти донора вполне реальна. Их всё еще можно встретить ржавеющими на огородах в самых глухих местах нашей страны, либо по сдельной цене купить кабину у какого-нибудь очередного реконструктора, превратившего 51-й в очередной «образец» немецкого автопрома для фильмов «про войну».

Пока мы со товарищи изучали кусты и огороды, выезжали на осмотр ржавых корчей и шокировались желанием их хозяев продав старый дедовский тарантас обустроить на вырученные суммы себе жизнь — нам на помощь пришел наш друг и коллега, легенда «корчеводства» и киносъемочных площадок — Василий Терешко — председатель общественного объединения «Общество защиты памятников транспорта и техники «Наша Победа». Порывшись в своих бездонных закромах, на свет божий и на суд людской были явлены лобовой стекло, крышка капота и решетка радиатора ГАЗ-51 — в принципе, все элементы, которые роднили автодрезину с этим грузовиком. Также в этих закромах был обнаружен вакантный двигатель той самой Победы, который и устанавливался в свое время на ПДшки.

Зайдя в некоторый тупик с «лечением по фотографии» и попытками Разобраться в том, насколько возможна взаимозаменяемость элементов ходовой части с другими представителями продукции Демиховского машзавода, нами була сделана отчаянная попытка связаться с предприятием-изготовителем и запросить информацию о сохранившихся в архивах чертежах. Наш скепсис был вызван не столько предположением о том,  что навряд ли кто то захочет ими поделиться, сколько они были вызваны информацие о том, что «архив сгорел в 90-е», которая уже не один год блуждает среди узкоколейщиков. Каково же было наше удивление, когда с нами связались представители завода! Им было очень приятно узнать, что в соседней стране энтузиасты взялись восстановить их продукцию. Какова же была наша радость, когда мы узнали, что они готовы отсканировать и отправить в наш адрес все необходимые чертежи!  Итого, на сегодняшний день наша команда на условиях конфиденциальности располагает полным комплектом КД на дрезины ПД-1 и ПД-2! А это уже позволяет более плотно подойти к планированию этапов ее восстановления!

Еще одной приятной вестью стало предложение наших коллег из соседней страны по передаче нашему проекту ходовой части дрезины на условиях самовывоза! Всё что для этого нужно — арендовать транспорт и доставить их в Беларусь. Этой операцией мы планируем заняться уже после новогодних праздников, когда традиционно проседают цены на автомобильные грузоперевозки.

Подводя итоги этого года и проделанной по проекту работы, с грустью приходится констатировать, что ожидали успеть и достичь большего. Этот год был непросто для всех, и  для нашего проекта в том числе. Помимо перечисленных событий, есть еще некоторые серьезные достижения, о которых пока не пришло время говорить. На сегодняшний день мы находимся у начала долгого и интересного пути по восстановлению нашего экспоната. Однозначно можно сказать лишь то, что успех в этом деле зависит от всех — чем больше людей захочет приложить свои силы, знания, время — тем большего мы сможем вместе достичь! Вернем историю к жизни вместе! Если вы захотите принять участие либо чем то помочь нашему проекту — свяжитесь с нами!

Оставить комментарий

Wanderers