Proin gravida nibh vel velit auctor aliquet. Aenean sollic itudin, lorem quis bibendum auctornisi elit consequat ipsum, nec nibh id elit. Lorem ipsum dolor.

Свяжись с нами:

Наверх
Изображение Alt

Создание промышленного историко-культурного заповедника “Неизведанная узкоколейка”

Сегодня узкоколейки - технологический транспорт промышленных предприятий, носящий утилитарную функцию. Но для нас это история, и ускользающая эстетика, которую необходимо сохранить

Дорогие друзья!
В новогодние праздники мы всегда ждем чудес и загадываем желания. Даже сегодня, в это сложное время, не стоит падать духом. Только вперед, несмотря на все сложности и преграды. Некоторые назвали уже этот год годом несбывшихся мечт. Но мы из тех, кто топит за то, что стакан на половину полон! Поэтому, давайте назовем уходящий год годом подготовки к сбыче мечт! И уж в следующем всё у нас получится!

Какое желание загадали мы? Ну конечно же обзавестись своей собственной узкоколейкой, где всё бы выглядело так, как захотим этого мы. И это лишь на половину шутка!) В следующем году мы планируем регистрацию и создание первого в Беларуси музея узкоколейки! Его цель — сохранение истории узкоколеек Беларуси через поиск и восстановление редкой узкоколейной техники, организацию архивной работы, проведение покатушек и мероприятий на узкоколейке. А еще это нетронутые болота и дикая природа. А самое главное, что уже первые шаги к реализации проекта уже сделаны и от «хозяев» железки получено принципиальное согласие на эту авантюру!

Без чего точно мы не сможем обойтись, так это без вашего участия. Чем нас всегда привлекали узкоколейки? Своей соразмерностью человеку, своей «домашнестью». Кажется бери ее голыми руками и делай. Такую концепцию «народного» музея предлагаем и мы. Хочешь поучаствовать в жизни музея — приезжай и вноси своим трудом вклад в развитие общего проекта. Ну а взамен ты сам сможешь воспользоваться результатом своего труда в неформальных покатушках, и «клубных» мероприятиях. Увидеть «изнутри» ведь всегда интереснее, а еще интереснее иметь возможность участвовать и принимать решения!

Промышленный историко-культурный заповедник “Неизведанная узкоколейка” – музейно-туристический комплекс, сочетающий в себе элементы производственного и экологического туризма. Направлен на сохранение исчезающего подвижного состава узкоколейных железных дорог, знакомство людей с историей узкоколеек Беларуси, а также на  повышение экологических знаний в сфере рационального использования и сохранения биоразнообразия национального достояния Беларуси – болот.

Цель проекта – сохранение исторического и технического наследия узкоколеек и их популяризация через проведение экскурсионных поездок на действующем подвижном составе, создание возможности для каждого желающего поучаствовать в жизни музея, приложить собственные силы к содержанию как самой узкоколейки, так и к восстановлению и ремонту раритетного подвижного состава. То есть фактически это проект народного музея – своеобразный клуб, где его участники сообща достигают поставленной цели и при этом могут пользоваться результатами своего труда.

Предполагаемое место реализации проекта (населенный пункт, район, область)

223644, аг. Гацук, Слуцкий район, Минская область

 

Краткое общее описание проекта

Промышленный историко-культурный заповедник “Неизведанная узкоколейка” – музейно-туристический комплекс, сочетающий в себе элементы производственного и экологического туризма. Направлен на сохранение исчезающего подвижного состава узкоколейных железных дорог, знакомство людей с историей узкоколеек Беларуси, а также на  повышение экологических знаний в сфере рационального использования и сохранения биоразнообразия национального достояния Беларуси – болот. 

Цель проекта – сохранение исторического и технического наследия узкоколеек и их популяризация через проведение экскурсионных поездок на действующем подвижном составе, создание возможности для каждого желающего поучаствовать в жизни музея, приложить собственные силы к содержанию как самой узкоколейки, так и к восстановлению и ремонту раритетного подвижного состава. То есть фактически это проект народного музея – своеобразный клуб, где его участники сообща достигают поставленной цели и при этом могут пользоваться результатами своего труда. 

Обоснование инициативы

Промышленный историко-культурный заповедник “Наша узкоколейка”, сохраняющий промышленное наследие Республики Беларусь выступает в роли культурного, научно-образовательного и туристического центра. Научно-образовательная и научно-исследовательская деятельность на территории историко-культурного заповедника создает предпосылки для выполнения им функций регионального просветительского и научного центра.  На территории историко-культурного заповедника устанавливается особый режим, обеспечивающий сохранность объектов культурного наследия в единстве с окружающей их исторической средой, территориальную целостность историко-культурного заповедника.

Узкоколейные железные дороги – вид железнодорожного транспорта, который на территории современной Беларуси начал массово развиваться в 90-х годах 19 века. Всю свою историю они находились в тени, но на каждом историческом промежутке имели свое наиболее выраженное предназначение. В 90-х годах 19 века на территории Беларуси была построена первая в Российской империи частная пассажирская узкоколейка, в годы первой мировой войны узкоколейки массово строились обеими враждующими армиями для снабжения линии фронта. Общее количество таких полевых железных дорог достигало нескольких сотен. До начала 80-х годов узкоколейки активно использовались на заготовках леса. «Золотой век» узкоколеек приходится на 70-е годы, когда торфовозные узкоколейки смогли обеспечить торфом так нуждавшуюся в топливе энергетику страны.

В настоящее время узкоколейки являются архаичным видом транспорта, встречающимся лишь на торфопредприятиях. Несмотря на относительно большое количество этих дорог на территории Беларуси (еще 5 лет назад их было около 30), в настоящее время существует тенденция к закрытию торфоперерабатывающих предприятий, которые последнее время во многом искусственно поддерживались “на плаву” благодаря государственной программе “Торф”, действие которой к настоящему времени закончено. 

Основная масса имевшегося подвижного состава узкоколеек была выпущена в 70-80 годах на заводах, многие из которых уже прекратили свое существование. Некоторые образцы уже на сегодняшний день являются уникальными на территории Беларуси. 

Несмотря на значительный вклад, который внесли узкоколейки в развитие культуры, народного хозяйства, экономики и энергетики страны, их история до сих пор остается сферой интересов узких специалистов, а еще сохранившийся подвижной состав безжалостно отправляется в металлолом.

Между тем, в развитых странах старые узкоколейки давно являются местами сохранения технического и технологического наследия, центрами притяжения большого числа туристов, местами проведения культурных и познавательных мероприятий. 

Уникальность подобного проекта на международном пространстве является в его комплексности – совмещение промышленной и экологической составляющей. Несмотря на свое изначальное предназначение – доставка торфа от мест добычи к перерабатывающим предприятиям, сегодня узкоколейки позволяют своим пассажирам попасть в достаточно глухие и малодоступные болотные массивы, увидеть повторно заболоченные торфяные выработки. Такой исторический экскурс позволит раскрыть актуальные проблемы взаимодействия человека и окружающей среды в контексте разных исторических эпох, повысить чувство ответственности за сохранение окружающей среды, а также отдельных природных комплексов в нетронутом виде.

Целевые группы

Данный туристический комплекс ориентирован на самую широкую категорию посетителей. Также проект предполагает формирование инклюзивного пространства и создание условий для проведения экскурсий для лиц с ограниченными возможностями. 

Рабочий план реализации проекта

  1. Презентация Проекта заинтересованным участникам
  2. Предварительное согласование направления деятельности, условий размещения на площадке предприятия, условий привлечения техники
  3. Предварительное формирование и согласование перечня и описание планируемых туристических маршрутов, согласование планируемых к возведению необходимых элементов туристической инфраструктуры, необходимых для запуска туристического движения мероприятий
  4. Подписание “Меморандума о сотрудничистве” с предприятием, на территории которого будет реализовываться проект
  5. Аренда юридического адреса
  6. Регистрация юридического лица
  1. Проведение информационной кампании для привлечения туристов, волонтеров, спонсорской помощи
  2. Установление контакта с Белтопгазом, предприятиями страны для оказания помощи в наполнении фондов
  3. Привлечение профильных организаций по охране окружающей среды к сотрудничеству для формирования экологического маршрута и квалифицированной консультации
  4. Согласование режима посещения, маршрутов, видов мероприятий и возможных вариантов туристической инфраструктуры на территории лесного и болотного фонда по маршруту следования
  5. Подготовка железнодорожного пути
  6. Санузел для посетителей
  7. Создание информационной инфраструктуры (вывески, указатели, инфостенды) на территории площадки и по маршруту
  8. Подготовка техники проекта и техники предприятия к движению:
    — дрезины
    — пассажирский вагон
  1. Установка ограждения на мосту над трассоq Р23 для возможности сквозного проезда по маршруту на мотодрезине
  2. Приобретение техники и инструментов для организации участка по ремонту и восстановлению подвижного состава
  3. Постоянный поиск, доставка, восстановление техники

Возможные риски для реализации проекта

  • отказ предприятия от участия в проекте и предоставления территории, помещений, железнодорожного пути;
  • высокая арендная плата;
  • закрытие предприятия и ликвидация узкоколейной железной дороги.

Ожидаемый экономический, социальный, культурный, экологический эффект

  • повышение у населения интереса к истории своей страны, повышение знаний о разных исторических эпохах и процессах, повышение знаний о развитии транспорта и техники;
  • повышение экологических знаний населения, повышение ответственности населения за сохранение и бережное отношение к окружающей среде, природе родной страны;
  • повышение туристической привлекательности Беларуси на международной арене за счет создание нового уникального туристического комплекса;
  • создание новых рабочих мест в сельской местности.

    Wanderers